Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лавров пётр лаврович

Энциклопедический словарь

Лавро́в Пётр Лаврович (1823-1900), философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения в России 1860-х гг. В 1868-69 опубликовал «Исторические письма», пользовавшиеся большой популярностью среди радикальной молодёжи. С 1870 в эмиграции. В 1873-76 редактор журнала «Вперёд!», в 1883-86 - «Вестника "Народной воли"». Труды по философии, социологии, истории мысли. Сторонник так называемого субъективного метода в социологии.

* * *

ЛАВРОВ Петр Лаврович - ЛАВРО́В Петр Лаврович (1823-1900), российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества (см. НАРОДНИЧЕСТВО). Участник освободительного движения 1860-х гг. В 1868-69 опубликовал «Исторические письма», пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. С 1870 в эмиграции. В 1873-76 редактор журнала «Вперед!», (см. ВПЕРЕД (издания)) в 1883-86 «Вестника «Народной воли» (см. ВЕСТНИК НАРОДНОЙ ВОЛИ). Сторонник субъективного метода в социологии. Не признавал в позитивизме метода естественных наук, натурализма. Его путь построения позитивной науки строился как психологический редукционизм (сводил все социальные явления к явлениям психической жизни). Считал, что цивилизация включает в себя два основных элемента: культуру и критическую мысль. Культура представляет собой источник консерватизма в обществе, критическая мысль - революционное начало, под воздействием которого общество изменяется. Создал типологию социальных групп: делил народы на исторические и неисторические, а индивидов - на деятелей (творцы новых ценностей), участников (ученики, имитаторы деятелей) и присутствующих (большинство, которое потребляет блага цивилизации, но не участвует в их обновлении). Центром социальной системы Лаврова является личность; отрицал ее анархию и эгоизм. Идеалом общественного устройства считал общество, в котором наибольшее количество лиц солидарны между собой, где развитие личности происходит беспрепятственно.

Полезные сервисы

лавров петр лаврович

Большой энциклопедический словарь

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860-х гг. В 1868-69 опубликовал "Исторические письма", пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. С 1870 в эмиграции. В 1873-76 редактор журнала "Вперед!", в 1883-86 "Вестника "Народной воли". Сторонник субъективного метода в социологии.

Энциклопедия Кольера

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества. Родился 2 июня 1823 в с.Мелехово Псковской губернии. В 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1842 - профессор математики Петербургской военной академиии. В 1866 Лавров был арестован за участие в революционной деятельности. В 1870 бежал за границу, участвовал в работе Интернационала, в Парижской коммуне. С 1873 издавал журнал "Вперед", был видным деятелем международного социалистического движения. Умер Лавров в Париже 25 января 1900. На формирование философских воззрений Лаврова оказали влияние идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее К.Маркса. В его сочинениях философского характера (Механическая теория мира, 1859; Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии, 1861) царит дух "позитивной философии": обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются различные формы метафизики. Критиковал Лавров и "вульгарный материализм" немецких естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем, однако, не столько вульгаризацию материалистической философии, сколько одну из ее наиболее последовательных исторических форм. Материализм, с его учением о единой, независимой от сознания субстанции, был для него лишь одним из вариантов метафизической веры. Предметом философии, по убеждению Лаврова, является "цельный человек", и поэтому она может быть только "философским антропологизмом". Только через человека, осмысление его исторического и индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней действительности. Видя своим предметом цельного человека, философия и сама должна обладать единством, которое может иметь исключительное значение не только в сфере знания, но также в области жизни и творчества. "Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и действия". В учении Лаврова о цельном человеке и цельной философии присутствует этическая направленность, характерная в целом для русской мысли. Основывая, во избежание "метафизических иллюзий", гносеологию на принципе скептицизма ("процесс сознания сам по себе не дает возможности решить, есть ли он сам результат реального бытия, или реальное бытие есть его продукт"), Лавров делал принципиальное исключение только для одной области - этики. "Отсутствие скептического принципа в построении практической философии, - утверждал он, - придает ей особую прочность и независимость от метафизических теорий". Человек, действующий в истории, сознает себя свободной личностью, и именно это "сознание свободы" становится, согласно Лаврову, источником нравственных отношений в обществе. "Я исхожу из факта сознания свободы, факта сознания идеалов, и на основании этих фактов я строю связную систему нравственных процессов". Хотя "сознание свободы" не доказывает реальности свободы воли, оно (это сознание) и формирующиеся на его основе моральные идеалы совершенно необходимы для исторического прогресса. Стремясь к осуществлению идеалов, человек создает себя как личность. В конечном счете все зависит от него самого, поскольку никаких врожденных нравственных качеств не существует. "Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению, и в числе наслаждений развитой человек вырабатывает в себе наслаждение нравственной жизнью..." В социологической концепции Лаврова подлинными историческими деятелями оказываются "развитые, критически мыслящие личности" - прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории. Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы. Мечтая о социалистических преобразованиях в России, Лавров, как и другие вожди народничества, возлагал надежды на крестьянскую общину, на "проникновение принципов коллективного труда и коллективной собственности в рабочие массы", верил в постепенное приобщение народа к активной общественной и политической жизни, в "народную инициативу".

ЛИТЕРАТУРА

Потресов А. Этюды о русской интеллигенции. СПб, 1906 Кареев Н.И. Теория личности П.Л.Лаврова. СПб, 1907 Лавров П.Л. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1965-1966

Гуманитарный словарь

ЛАВРО́В Петр Лаврович (1823-1900) - один из вождей рев. народничества, математик и социолог, философ и поэт, публицист и лит. критик. Столбовой дворянин, сын псков. помещика. Окончил Петерб. артиллер. уч-ще и дополнительно - офицерский кл. при нем (1844). Позднее - проф. математики Артиллер. академии, в 35 лет - полковник. Л. углубленно изучал философию, социологию, антропологию. В нач. 1860-х гг. формулирует собств. филос. позицию, определив ее как "антропологическую точку зрения". Его кн. "Очерки вопросов практической философии. Личность" (1860) подтолкнула Н. Чернышевского к написанию "Антропологического принципа в философии". Л. посылает "возмутительные" стихи А. Герцену в "Колокол", участвует в либер. протестах и студенч. волнениях; наконец, в 1862 становится чл. подпольного об-ва "Земля и воля". С того же года за ним установлен негласный надзор. В 1863 закрыто изд. редактируемого им "Энциклопедического словаря, составленного русскими писателями". В 1866 в связи с покушением Д. Каракозова на Александра II Л. был арестован, судим и в 1867 сослан в Вологодскую губ. В 1868-69 в газ. "Неделя" под псевд. "П. Миртов" опубликовал "Исторические письма", представлявшие собой значит. явление в рус. позитивизме. Л. делал упор на различие природных и соц. процессов. Первым присуща предсказуемая повторяемость, законы природы объективны. Существо вторых составляет прогресс, т. е. сознат. творчество нового. Законодатель об-ва - субъект, личность, путем критич. наблюдения над историей и культурой вырабатывающая определ. нравств. идеал и затем "энергетически" воплощающая его. Творец истории - передовое культурное меньшинство, "критически мыслящие личности". Интеллигенция нравственно обязана просвещать народ, считает Л., и в то же время только просвещение большинства явится "реальной почвой" прогресса, сделает возможным воплощение идеала. А для практич. организации своего дела "критически мыслящие личности" нуждаются в партии, придающей борьбе направление и единство. В 1870 Л. бежал из ссылки с помощью Г. Лопатина. За границей он также сочетал ученые занятия с политикой: в 1870 был принят в чл. париж. Антропологич. об-ва и париж. секции I Интернационала. В 1871 Л. едет в Лондон с важным поручением Парижской коммуны, знакомится там с К. Марксом и Ф. Энгельсом (впоследствии Маркс завещал Л. большую часть своей б-ки). В 1873-77 Л. в Лондоне и Цюрихе издает и редактирует сб. "Вперед!", двухнедельную газ. того же назв. в Лондоне (1875-76), организует там же изд-во рус. рев. лит-ры, в 1883-86 в Париже редактирует вместе с А. Тихомировым "Вестник Народной воли", в 1893-96 издает там же "Материалы для истории русского революционного движения". До кон. жизни Л. оставался убежденным народником, признавал возможность пролетарских рев-ций в Европе, но верил в особый путь России к социализму - через рев-цию крестьянскую. Об этом он говорил в 1899 в Париже на учредит. конгрессе II Интернационала. Умер в Париже. В лит. наследии Л. особое место занимает "Новая песня" (или "Марсельеза": "Отречемся от старого мира!"), ставшая одной из самых популярных рев. песен в кон. 19 - нач. 20 в.

Соч.: Собр. соч. Сер. 1, 3-6. Пг., 1917-20; Избр. соч. на социально-политические темы. Т. 1-4. М., 1934-35; Философия и социология. Т. 1-2. М., 1965.

Лит.: Кареев Н. И. Теория личности П. Л. Лаврова. СПб., 1907; Раппопорт Х. Социальная философия П. Лаврова. СПб., 1907; Материалы для биографии П. Л. Лаврова. Вып. 1. Пг., 1921; Книжник-Ветров М. П. Л. Лавров. 2-е изд. М., 1930.

П. Л. Лавров

П. Л. Лавров

Полезные сервисы